Основными направлениями работы педагога — психолога являются:
1. психологическая диагностика;
2. психологическая профилактика;
3. психологическое просвещение;
4. коррекционно-развивающая работа;
5. консультирование;
6. организационно-методическая работа.
Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований обучающихся с помощью специализированных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу родителей (законных представителей) или педагогов (при наличии письменного согласия родителей или законных представителей), а также по плану педагога-психолога с исследовательской или профилактической целью.
Коррекционно-развивающие занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе проведения, которых педагог-психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки обучающихся.
Консультирование родителей, обучающихся и педагогов — это работа проводиться по конкретному запросу. Педагог-психолог совместно с обратившимся за консультацией вырабатывает рекомендации по решению возникающих проблемных вопросов и взаимодействию.
Психологическое профилактика и просвещение заключается в том, чтобы знакомить родителей (законных представителей), педагогов с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Данное направление осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах, семинарах-практикумах и родительских собраниях. При работе по данному направлению с детьми основной целью является развитие личностного интереса обучающихся к своему здоровью и создание стойкой мотивации на здоровый образ жизни как исходной предпосылки формирования культуры здоровья.
Все перечисленные выше направления работы педагога-психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целям психологической профилактики.
Кому оказывается психологическая помощь?
• обучающимся
• родителям (законным представителям)
• педагогам
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к педагогу — психологу:
1. Трудности в учёбе
Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.
2. Взаимоотношения в классе
Есть люди, которые запросто находят контакт с другими людьми, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например, в классе. С помощью педагога-психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
3. Взаимоотношения с родителями
Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми — с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.
4. Выбор жизненного пути
Девятый, десятый и одиннадцатый класс — время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? Каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность прийти за консультацией к педагогу-психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и сформулировать цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И РЕБЯТА!
Каждому хочется порой, чтобы его выслушали и поняли, дали совет, чтобы не смеялись над его мыслями, чувствами (страхом, опасением, неуверенностью…), чтобы его уважали.
Бывают моменты, когда плохо на душе, когда больно и обидно, сами не знаете, как выбраться из ситуации, в которую попали, когда вдруг не строятся отношения с позиции родитель-ребенок или ребенок-родитель, родитель-педагог или педагог-родитель, ребенок-ребенок…
Если Вам не с кем поделиться своими обидами…
Если Вам трудно сказать правду…
Если Вас притесняют, оскорбляют в школе, в классе, дома…
Если ребенок не справляется с учебой, а педагоги кажется, совсем не понимают …
Вы всегда можете обратиться за помощью к школьному педагогу — психологу.
И помните, из любой ситуации можно найти выход!